• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (cult-news.ru)
  • Распространение иезуитизма в Петербурге

    РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИЕЗУИТИЗМА В ПЕТЕРБУРГЕ

    Ревность о господе раба божия Григория, митрополита с. -петербургского, все более и более выступает из пределов храма божия. Успешно поставив плотины злохульственному распространению геологических сведений, усердие архипастыря ныне бросилось на торжища, изгоняя из оных продавцев повремянниц светского гнилословного содержания. Спира града св. Петра, вняв гласу пастыря, воспретила продажу журналов на стогнах. Не тому ли же столпу твердому, поддерживающему адамонтовый свод под правосланныя церкви, мы обязаны глупым в разуме, но мудрым в вере объяснением, бывшим в русских газетах, что без вселенского собора нельзя изменить грубую астрономическую ошибку месяцеслова. Поистине, глаголю вам, братия; что могут значить дванадесять дней — пред вечностию райского вселения.

    Люди благочестивые советовали нам оставить в покое ангельский чин, мы слушались их, — но ведь для этого и ангельскому чину не следует переходить в полицейский. Живые мертвецы так хорошо века целые представляли настоящих, что стоило продолжать. Вдруг какая-то богоусердная муха кольнула их, и они вообразили себе туда же, что они, будучи ангелами, могут быть квартальными и не только мешаться в дела вечные, но и в дела временные. Нет, господа живые мертвецы, мы не католики, у нас своих, настоящих жандармов довольно, чтоб иметь ещо иезуитских, на постном масле да на семинарской риторике! Ходите в ваших маскарадных платьях по монастырскому двору, издавайте для взаимного возбуждения ваши «яхонтовые цветы православного благочестия», «вечноцелебное и изумрудное млеко богородицы, за ны точимое», и прочие нелепости, но не мешайтесь в наши дела, а то как бы мы, миряне не приподняли немного ваши рясы!

    Примечания

    К, л. 22 от 1 сентября 1858 г., стр. 184, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без подписи. В к заглавию добавлено в скобках: «Митрополит Григорий». Автограф неизвестен.

    «Исполин просыпается!» (т. XV наст. изд.) и «Запрос святейшему синоду о иерейском двоеженстве» (т. XVII наст. изд.), а также с печатающимися в настоящем томе заметками «По духовной и душеспасительной части», «Архипастырское рвение о мраке», «О усердному, о пастырю благоревностному!». Об аналогичной пародии на «священнослужительский» язык в «Былом и думах» — см. в комментарии к заметке «По духовной и душеспасительной части» (стр. 519). — Включено Л. А. Тихомировым (Т, 59—60) и М. К. Лемке ( —315).