• Приглашаем посетить наш сайт
    Островский (ostrovskiy.lit-info.ru)
  • Насчет Главного общества железных дорог и молчаливости журналов

    НАСЧЕТ ГЛАВНОГО ОБЩЕСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ И МОЛЧАЛИВОСТИ ЖУРНАЛОВ

    Отчего один «Инвалид» говорит горькие истины о Главном обществе железных дорог? Отчего молчат «СПб. ведомости», отчего не громит «Северная пчела», отчего ценсура защищает это общество с остервенением, а важные особы с нежной ревностью? резонов мы ни придумываем, не можем догадаться. Кто нам разгадает это — не сам ли Перейра, или не сам ли Данзас (la grande capacité[69] совета, составленного из кн. Оболенского, гр. Бобринского, флигель-адъютанта Полежаева), может, русский Колиньон-Абаза, или французский Абаза-Колиньон?

    Может, у них дела идут прекрасно (недаром совет сам себе вотировал благодарность), да ведь не тайное же общество — это явное общество. Нам бы очень хотелось все это разъяснить, а то у Елены Павловны (доверитель Абаза), у Марии Николаевны (доверитель Веневитинов), у принца Петра Ольденбургского (какой-то чиновник) столько акций, что они, пожалуй, и проиграются, ну оно нам, верноподданным, и жаль. Успокойте же нас, отцы родные!

    Печатается по тексту К, л109 от 15 октября 1861 г., стр. 916, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь». В ОК озаглавлено: Автограф неизвестен.

    В издании Лемке отнесено к разряду Dubia (Л XI, 255).

    «Кто нам разгадает это?», «Успокойте же нас, отцы родные!»), а также идейно-тематическими и стилистическими признаками. О злоупотреблениях, вскрывшихся при строительстве Николаевской жел. дороги, Герцен писал в заметке «От часу не легче — кража восьмидесяти верст!!»: «Неужели и тут виновные будут скрыты <…>, потому что замешаны всё полные генералы; должно быть, они самому государю дают взятки?.. Безнаказанность воров, поставленных так высоко, что их, как адмиралтейский шпиц, видно отовсюду, — служит особенным поощрением маленьким воришкам» (т. XIII наст. изд., стр. 336). В заметке «Шалун Муханов» Герцен обращал внимание на «запрещение писать против Главного общества железных дорог» (т. XIV наст. изд., стр. 305). Об управляющем III отделением А. Е. Тимашеве как «не бескорыстном защитнике Главного общества железных дорог» Герцен упоминал в заметке «Тимашев, сидите дома, как Бейст, не ездите, как Гейнау!» (стр. 8). Характерны для стиля Герцена и каламбурные строки: «ведь не тайное же общество — это явное общество»; ср. аналогичное использование того же намека и в других статьях Герцена, например, строки о явном посланнике в Париже графе Киселеве и Тимашеве из III отделения (в заметке «1814—1859. Второе занятие Парижа русскими», т. XIV наст. изд., стр. 130); о явных наградах М. И. Бурковой за ее тайные «Дом, примчавшийся к Мине Ивановне на почтовых», т. XIV наст. изд., стр. 337).

    ____

    В «Под суд!», л. 2 от 15 ноября 1859 г. был напечатан пространный «Отчет о последствиях ревизии, произведенной по постановлению общего собрания акционеров общества Царскосельской железной дороги, состоявшемуся 15 марта 1859 года». В редакционном послесловии сообщалось, что «правительство запретило печатать эту ревизию, потому что в управление царскосельской дороги, т. е. в воровство, замешаны важные сановники» (см. т. XIV наст. изд., стр. 370).

    В Берлине в 1861 г. вышла в свет брошюра с разбором деятельности Главного общества железных дорог: «La grande Compagnie des chemins de fer Russes». Статья об этой брошюре с предисловием П. В. Долгорукова была напечатана в его журнале «Будущность», № 8, 28 февраля 1861 г., стр. 61.

    Ред.