• Приглашаем посетить наш сайт
    Мандельштам (mandelshtam.lit-info.ru)
  • Профессор Щапов

    ПРОФЕССОР ЩАПОВ

    Только и недоставало нам к светскому III отделению прибавить духовное. Синод, кажется, хочет восполнить этот недостаток тысячелетию России. Щапов, только что выпущенный из временной тюрьмы, приговорен духовным ведомством на пожизненное заключение в Соловецкий монастырь. Ангельский чин полагает, что его мало наказали за несколько слов участия к памяти несчастного мученика Антония, убиенного царским опричником Апраксиным; ангельский чин догоняет его выходящего из тюрьмы, чтоб ввергнуть на всю жизнь в пещеру боговепрей соловецких.

    Поднимите же гонимую, унижаемую голову вашу, староверы и все раскольники! Посмотрите на новообрядческую съезжую церковь и на полицейских иерархов — и благодарите судьбу, что вы не к ней принадлежите.

    Примечания

    Печатается по тексту К, л. 119—120 от 15 января 1862 г., стр. 1000, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без подписи. Автограф неизвестен.

    Авторство Герцена устанавливается на основании следующих данных. О судьбе проф. А. П. Щапова Герцен узнал из адресованного ему письма С. С. Громеки от 21 мая 1861 г., где последний писал: «Посудите сами: Щапов, казанский профессор, сказал студентам горячее слово и требовал панихиды по убиенным мученикам Спасского уезда. Его велели схватить (и как подло схватили: услали в командировку и захватили на первой станции — боялись взять в Казани)» (ЛН, т. 62, стр. 122). Эти сведения Герцен в известной степени использовал в примечании к статье «12 апреля 1861» (статья подписана: Ир; «Профессор Щапов <Что делается с профессором Щаповым...>» (т. XV наст. изд., стр. 116).

    Об авторстве Герцена свидетельствует и стиль заметки. Так, например, Герцен называл Антона Петрова Антонием в своих статьях «Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ» (т. XV наст. изд., стр. 137) и «Император Александр I и В. Н. Каравин» («Антоний Безднинский», см. наст. том, стр. 77). Характерно для Герцена выражение: «ввергнуть на всю жизнь в пещеру боговепрей соловецких». Фраза «Посмотрите на новообрядческую съезжую церковь на полицейских иерархов...» текстуально близка строкам из статьи «Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ»: что сделала... всех скорбящая, сердобольная заступница наша, новообрядческая » (см. т. XV наст. изд., стр. 136)

    В статье «12 апреля 1861», напечатанной в «Колоколе» 15 июня 1861 г. (см. т. XV наст. изд.), Герцен впервые сообщал о речи, произнесенной 16 апреля 1861 г. А. П. Щаповым на панихиде в память жертв зверского расстрела крестьян в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии, С того времени на страницах «Колокола» не раз рассказывалось о судьбе Щапова (см. в т. XV наст. изд. заметку «Профессор Щапов <Что делается с профессором Щаповым...>» и комментарий к ней). Комментируемая заметка также стоит в ряду этих выступлений «Колокола». В ней Герцен, основываясь на дошедших до Лондона слухах, сообщает о предполагаемой ссылке Щапова в Соловецкий монастырь. Эти слухи были вызваны следующими обстоятельствами.

    Дело Щапова разбиралось как в III отделении, так и следственной комиссией Синода, учрежденной обер-прокурором Синода А. П. Толстым. После длительного следствия Щапов был освобожден III отделением и отпущен на поруки министра внутренних дел Валуева, взявшего его на службу в министерство. Синод вначале вынес постановление только о лишении Щапова звания бакалавра и об исключении из духовного звания. Благодаря же личному вмешательству Александра II Синод был вынужден пересмотреть дело Щапова и постановил заключить его в Бабаевский монастырь Костромской епархии. Материалы из архива Синода по делу Щапова опубликованы Г. А. Лучинским (см. «Сочинения А. П. Щапова в трех томах», т. 3, СПб., 1908, стр. XXXVII — LII).

    Новый приговор вызвал резкое возмущение русской передовой общественности. Ряд писателей (в том числе Н. Г. Чернышевский) выступили с письменным протестом против решения о заключении Щапова в монастырь. 20 февраля 1862 г. Александр II вынужден был отменить решение Святейшего синода.

    Оценивая впоследствии значение выступления Щапова в защиту бездненских жертв для русского общественного движения, Герцен писал в «Письмах к противнику» (1864 г.): «С этой же казни начался мужественный, неслыханный в России протест, не втихомолку, не на ухо, а всенародно, в церкви — на амвоне. Казанские студенты служили панихиду по убиенным, казанский профессор произнес надгробное слово. Слабодушным этого поступка назвать нельзя» (т. XVIII наст. изд.).

    О тысячелетнем юбилее России см. в наст. томе, в статье Герцена «Юбилей» и в комментариях к ней.

    ... несчастного мученика Антония, убиенного царским опричником Апраксиным... —

    Разделы сайта: