• Приглашаем посетить наш сайт
    Чарушин (charushin.lit-info.ru)
  • Орлы, львы и генерал-бас жандармского корпуса

    ОРЛЫ, ЛЬВЫ И ГЕНЕРАЛ-БАС ЖАНДАРМСКОГО КОРПУСА

    На Алексей Федоровичей пошла повальная болезнь. Вслед за размягчением мозга у Алексея Федор. Орлова отмяк мозг у Алексея Федор. Львова. Этот воссочинитель с немецкого русского гимна окончательно бредит. Он объявил и вывесил публично приказ придворной капелле, что каждый певчий, который станет посещать вновь образовавшееся музыкальное общество, будет исключен из капеллы! — А туда ж, при болезненном состоянии мозга, есть свои хитрости (факт, часто замеченный докторами в сумасшедших домах), сочинения Бортнянского не велел перепечатывать, чтоб спустить свою музыку по ключу III отделения. Знаете, как эдак генерал пришлет из III отд. фугу: «Не хотите ли, мол, для собственной вашей пользы и образования?» У человека жена, дети, он и просит: «Дайте лучше две фуги, три фуги» (для каждого отделения по фуге)...

    Вот Якоби, академик-патриот, предлагавший (см. «Кол.», л. 91) министру финансов, основываясь на том, что Княжевич пятьдесят лет (в чем сам публично сознался) с Гречем хлеб-соль водит, какие-то меры против книги Долгорукова, — занялся бы изобретением мозгометра, чтоб узнавать градус размягчения мозга, как узнают градус разжижения спирта. Тимашев ходил бы, постукивал бы, да послушивал бы, да графское достоинство заслуживал бы!

    Примечания

    Печатается по тексту К, л95 от 1 апреля 1861 г., стр. 804, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без подписи. Заглавие взято из К2 (в тексте К заглавие напечатано, видимо, неисправно: Орлы, львы и жандармы корпуса генерал-бас). В озаглавлено: Орлы, львы и генерал-бас.

    В издании Лемке отнесено к разряду Dubia (Л XI, 64).

    Характеристика А. Ф. Львова как «генерал-баса жандармского корпуса» и «воссочинителя с немецкого русского гимна» текстуально близка его же оценке на страницах «Былого и дум», где говорится об «изобретении народного гимна по Себастиану Баху», «составленного корпуса жандармов полковником Львовым» (т. IX наст. изд., стр. 137). Строки об «академике-патриоте» Якоби и предпринятых им шагах в целях запрещения распространения книги П. В. Долгорукова подразумевают соответствующее место статьи Герцена «Провинциальные университеты» (стр. 22 наст. тома). Типичны для стиля Герцена иронические намеки на будущее «графство» Тимашева (см. об этом в комментарии к заметке «Тимашев, сидите дома, как Бейст, не ездите, как Гейнау!» — стр. 293) и на «размягчение мозга» у Орлова и Львова (см. комментарий к заметке «Слух о заговоре против императора австрийского и эрцгерцогини Софии», стр. 312 наст. тома), заголовок, построенный на каламбурном переосмыслении фамилий Орлова и Львова.

    ____

    Герцену была глубоко антипатична личность А. Ф. Львова, в прошлом (с 1818 г.) офицера аракчеевских военных поселений, адъютанта шефа жандармов Бенкендорфа (с 1825 г.), затем директора придворной певческой капеллы и с 1850 г. председателя основанного им «Концертного общества». Это общество содержалось на государственные субсидии, а даваемые им концерты предназначались для меценатов из кругов петербургской высшей аристократии. Этому обществу противостояла деятельность «Русского музыкального общества», основанного в 1859 г. и руководимого А. Г. Рубинштейном.

    «облегчить массе возможность получить музыкальное образование, доставляя ей обучение у лучших профессоров по всем отраслям этого искусства за самую умеренную плату или даже, в случае необходимости, бесплатно...» (Н. Финдейзен. Очерк деятельности Санкт-Петербургского отделения императорского Русского музыкального общества, СПб., 1909, стр. 225). О враждебном отношении Львова к «Русскому музыкальному обществу», принявшем в 1860—1861 гг. особенно острые формы, см. также записи в дневнике В. Ф. Одоевского от 5 мая 1860 г. (ЛН, т22—24, стр. 108).

    _____

    .. . воссочинитель снемецкого русского гимна... — Львов являлся автором музыки официального гимна царской России «Боже, царя храни» на слова В. А. Жуковского. Гимн заслужил одобрение Николая I и исполнялся с 1833 г. в обязательном порядке на больших концертах и в царские дни.

    О запрете певчим придворной капеллы посещать концерты «Русского музыкального общества» рассказывает в своих воспоминаниях А. Г. Рубинштейн (см. А. Г. Рубинштейн. Автобиографические воспоминания, СПб., 1889, стр. 49).

    ...сочинения Бортнянского не велел перепечатывать, чтоб спустить свою музыку по ключу III отделения. — Львов, как директор придворной певческой капеллы, пользовался правом разрешения или недопущения к печати произведений духовной музыки. Д. С. Бортнянский в свое время стремился вернуть русской духовной музыке ее национальный колорит, а русскому хоровому пению народный характер многоголосого пения a capella. Львов в работе «О свободном или несимметричном ритме» (1858) сделал попытку пересмотреть теоретические положения Бортнянского и строить теорию русского пения на основе опыта немецкой музыки. Об отношении Герцена к Бортнянскому свидетельствует его заметка «Русская музыка в Лондоне», в которой он упоминал о триумфальном успехе русской музыки, «разом вооруженной Бортнянским и Глинкой» (т. XIV наст. изд., стр. 291).

    ... Якоби, академик-патриот, предлагавший (см. «Кол.», л. 91) министру финансов, основываясь на том, что Княжевич пятьдесят лет (в чем сам публично сознался) с Гречем хлеб-соль водит, какие-то меры против книги Долгорукова... — «Северной пчеле» 21 января 1861 г.; Греч между прочим говорил: «... юбилей службы виновника нынешнего торжества есть в то же время юбилей моего с ним знакомства, превращенного <...> в искреннюю дружбу, сопровождаемую с моей стороны глубоким уважением». О Княжевиче и Грече см. далее в заметке «Злоупотребление пятидесятилетий» и комментарий к ней. О книге Долгорукова см. комментарий к стр. 22.

    Эта ироническая рекомендация связана, с одной стороны, с известием о «размягчении мозга» у кн. А. Ф. Орлова (см. выше в текстологическом комментарии), а с другой — с работами Б. C. Якоби в области усовершенствования передаточных телеграфных механизмов.

    Разделы сайта: