• Приглашаем посетить наш сайт
    Салтыков-Щедрин (saltykov-schedrin.lit-info.ru)
  • Вывод из владения

    ВЫВОД ИЗ ВЛАДЕНИЯ

    Конфискация дело не новое, и тут мудрено отличиться даже Муравьеву. Когда убийство возводится в добродетель, а казнь противника в любовь к отечеству — чему же дивиться, что право собственности так же улетучивается, как право на жизнь. Конфискация относится к грабежу так, как оптовая торговля к мелкой, и доказывает только, что правительства в сущности никогда серьезно но принимали за право — право собственности. Что оно очень условно и вовсе не состоит в нраве d'user et d'abuser[100], в этом, конечно, не мы будем спорить; но конфискация гнуснее всякой экспроприации тем, что она заключает в себе не меру, вызванную необходимостью, безличную, а наказание, месть. Тут вся бесконечная разница рекрутского набора вообще и рекрутского набора по выбору полиции, как это было в Варшаве. Одно — просто несчастие, другое — несчастней обида.

    Новое в сполиации польского дворянства состоит не в отобрании их имении под бессмысленными предлогами[101], не в выводе их из владения, а в вводе во владение их имуществом крестьян.

    План правительства очевиден, оно хочет, per las et neias[102] вытеснить из Западного края польское население и привязать к России население православное, русинское узами, более крепкими, чем статьи М. П. Погодина и филологические исследования великороссийских патриотов.

    Решиться на азиатскую меру всеобщего изгнания, насильственного переселения не хватило духу; это было бы свирепо, несправедливо, но сильно. Низкое средство обвинении частных, основанных на доносах, т. е. растление крестьян, показалось ему приятнее. Не надобно думать, чтоб петербургское правительство вообще церемонилось употреблять такие радикальные средства; считая себя, по восточному понятию, собственником земли и населения, оно никогда не останавливалось ни перед чем и, не стесняясь, брало меры, которые берут хозяева со стадами. В Пскове голод, в Тобольске хлеб уродился хорошо: Николай приказывает гуртом, столько-то тысяч семейств, гнать из Пскова в Тобольск. В западных провинциях задача была мудренее. В Псковской губернии дело шло о мужиках... батальон солдат, несколько казаков в должности пастушеских собак, воз розог, и с богом в дальнюю дорогу. В западных провинциях — дворяне, шляхта, ксендзы, горожане, и все это не молча страдает от голода, а громко требует воли и отчизны. Ограбить их просто как-то неловко, тут и дворянская грамота и грамота, которую они знают,— гласность, шум. Что же делать?.. А духи-то подземные шепчут, как в «Фаусте»: «Отдай неправое стяжание крестьянам, отдай землю крестьянам, ты видишь, — и начальный комитет польский, и наши заграничные рефюжье, и рефюжье, оставшиеся в границах, только и бредят о том, чтоб землю отдать крестьянам... Отдай сам!» И вот Гретхен-Муравьев спрашивает «Ihr Fläschchen (mit Tinte), Nachbarin» и пишет:

    Во время настоящего мятежа в числе лиц разных сословий, принявших участие в оном, находится значительное число мелкой шляхты, а также и однодворцев, имеющих притязание на свое некогда шляхетское происхождение. Лица эти, состоя большею частию поселенными на землях, принадлежащих обществам крестьян, как казенных, так и временнообязанных, оставляют свои жилища и хозяйство и присоединяются к мятежникам или, оставаясь на месте своего жительства, содействуют мятежническим шайкам, снабжая оные различными припасами, скрывая от военных команд их местопребывание и давая в своих жилищах пристанище злоумышленникам. Почитая справедливым лишить такие , какие предоставляются верному своему долгу и присяге крестьянскому сословию, среди которого они поселены, я предлагаю вашему превосходительству сделать распоряжение чтобы земляные участки с усадьбами, на которых водворены однодворцы, шляхта и другие разночинцы, были немедленно отобраны от тех лиц, которые присоединились к мятежным шайкам или оказывают содействие оным, и таковые участки вместе с находящимся на оных хозяйством передать в распоряжение казенных или временнообязанных крестьянских обществ, в составе которых оные находятся, с тем: 1) чтобы общества предоставляли такие участки в пользование крестьянам-огородникам и бобылям или путникам, которые не имеют полевых наделов, 2) чтобы участки эти отдаваемы были обществами тем из крестьян, которые отличаются порядочною жизнию и преимущественно оказавшим особые услуги но содействию своему к преследованию и уничтожению мятежников и 3) чтобы ввод во владение этими участками был производим не иначе, как по мирскому приговору. Затем прошу ваше превосходительство приказать прочитать во всех крестьянских обществах на полном сходе настоящее мое предписание, объявить, что, будучи уверен в преданности этих обществ государю и правительству, я поручаю их заботливости, чтобы они не допускали со стороны крамольной шляхты вероломных поступков и удерживали как шляхту и однодворцев, так и прочих разночинцев и дворовую челядь, живущую на земле, принадлежащей обществу, а также официалистов и помещичью прислугу от участия в мятеже и содействия оному; всех же, кто окажется виновным или будет заподозрен в сношении с мятежниками, задерживали, без различия звания и состояния, и передавали ближайшим военным командам, и если бы по какому-либо случаю нашелся между крестьянами такой, который, изменив верноподданническому долгу, отлучился с места жительства для присоединения к шайкам мятежников или был уличен в содействии оным, то с участком и хозяйством такого крестьянина общество обязано поступить по приведенному выше указанию[103]. (11/23 июня 1863).

    Попав на эту похвальную дорогу, Муравьев и пошел, и пошел. «Эту землю ты на аренду взял?.. На столько-то лет? Есть условие? Плотишь как надобно? Хорошо, а гимн пел? Вот тебе твое условие, вот тебе твоя аренда. А вы чего зеваете, в надел его аренду».

    Во всем этом нельзя не заметить наивность, достойную просвещенных времен и политической экономии персидского Кира и библейского Нимврода. Признание права собственности царской милостью — что скажете? Кого люблю, того дарю!

    Далеко шел Гракх Бабёф, но Западом и администрацией ни он, ни Конвент 1794 года, ни коммунисты не могли подняться до того, до чего естественно дошел наш татарский Гракх; вот что значит черпать премудрость из прямых источников Востока.

    ... Если правительство в самом деле распространит эти спартаковские меры во всей России и найдет таких рьяных исполнителей, то, пожалуй, людям, проповедовавшим права крестьян на землю и землю государственной почвой, никому, собственно, не принадлежащей, придется тоже строчить адрес Александру Николаевичу и благодарить его за то, что он державными руками (хотя и надев Муравьева рукавицы) изволил взять на себя все скорбное, насильственное, противное будущего земского переворота.

    К, л. 169 от 15 августа 1863 г., стр. 1390 — 1391, где опубликовано впервые, с подписью: И р. Стр. 241, строка 14: рукавицы вместо: рукавицами.

    ....  — Слова из «Похоронной песни» А. С. Пушкина (цикл «Песни западных славян»).

    А духи-то подземные шепчут ~ Гретхен äschcken (mit Tinte), Nachbarin... — В «Фаусте» Гёте (ч. I), в сцене «Собор», когда нашептывания злого духа приводят Маргариту к обмороку, она, падая, кричит: «Nachbarin! Euer Fläschchen!» («Соседка, вашу склянку!»). Иронически вкладывая эти слова в уста Муравьева-Вешателя, Герцен добавляет в скобках: «с чернилами».

    Далеко шел Гракх Бабеф ~ наш татарский Гракх... — Герцен проводит ироническую параллель между провокационными действиями Муравьева и подлинно демократическими аграрными реформами римского трибуна Т. Гракха (133 г. до н. э.), а также требованиями уравнительного распределения земли, выдвинутыми в период французской революции Г. Бабефом.

    [100] употреблять и злоупотреблять (франц.).

    «Кёльнская газета», напр., рассказывает о конфискации именья, принадлежавшего фамилии Комар, за то, что из их фамилии какой-то молодой человек 16 лет был взят в числе повстанцев.

    [102] правдами и неправдами (лат.).

    [103] Мы взяли этот образчик как один из самых характеристичных, хотя и сознаемся, что муравьевские приказы, предложения, распоряжения по этой части следовало бы перепечатать под заглавием «Энхиридион Сполиации» — это образцовый кодекс отобрания собственности у целого сословия по мелочи. Если будущий Пугачев предпочтет такие воровские и нечистые средства откровенному объяснению,

    Разделы сайта: