• Приглашаем посетить наш сайт
    Мандельштам (mandelshtam.lit-info.ru)
  • Помешательство Погодина принимает опасный характер

    ПОМЕШАТЕЛЬСТВО ПОГОДИНА ПРИНИМАЕТ ОПАСНЫЙ ХАРАКТЕР

    На днях еще Михаил Петрович мог ходить по воле или содержаться под легким надзором сродников. Болезнь его была кроткая, он заговаривался, но безвредно. Так, например, он объявлял, что он почти знает, что Грейг не на Невском кладбище схоронен, но все-таки будет говорить, что он там схоронен. Но болезнь растет так быстро, что на него следует надеть куртку. Судите сами:

    Папского нунция принимать нам не надо, но от своих отщепенцев сугубо и трегубо оборони нас боже! Папский нунций, будь он сам Фома Кемпийский, Франсуа де Саль, Лас-Казас, Лакордер, не обратят у нас никого или очень мало, а Печерин, повторяю, обратит тысячи. Русский католик, чем он выше, чище, умнее, лучше, тем он опаснее, особенно ввиду русской мягкости, легкости, восприимчивости — и невежества! Покажите вы маленькое послабление в этом отношении, и половина нашего высшего сословия, особенно дамы, кинутся в объятия любезных французских аббатов! О, с каким остервенением готов я был вцепиться в волоса «Моск. вед.»).

    Каково это великое извините в скобках!

    Примечания

    К, л. 170 от 1 сентября 1863 г., стр. 1403, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без подписи. В OK озаглавлено: «Помешательство Погодина». Автограф неизвестен.

    Авторство Герцена определяется идейно-тематической связью с другими его статьями, направленными против М. П. Погодина (см. «Путовые записки г. Вёдрина», «„Москвитянин" и вселенная» в т. II наст. изд.; «Смерть Пиотровского, доносы Филарета, инквизиция на всех парах» в т. XVI наст. изд.; «Россиада» и «Старика Вёдрина крепкое до польских братии словцо» — стр. 175 — 176 и 256 — 257 наст. тома). Сатирическая заостренность заметки против Каткова и Погодина подтверждает ее принадлежность Герцену.

    Включено в издание М. К. Лемке ( XVI, 482).

    В тексте заметки учтена поправка, которая была помещена в конце этого же листа «Колокола»: «Замеченная ошибка. Стр. 1403, 2 кол. слово сознаваясь — лишнее» (слово «сознаваясь» в К «он заговаривался» — наст. том, стр. 255, строка 5).

    ... он объявлял, что ~ все-таки будет говорить, что он там схоронен. — Имеется в виду статья М. П. Погодина «Заметки и выписки из газет. VII», напечатанная в «Московских ведомостях», № 168 от 2 августа 1863 г. В ней автор, описывая свои впечатления от посещения Невского кладбища, упоминает о могиле адмирала А. С. Грейга и тут же прибавляет: «Как попал туда Грейг? Кажется, я видел надпись. А если его нет <...>, то с каким восторгом закричат будущие мои опровергатели <...> О друзья мои! Как вы тупы! <...> И вам на жертву я все-таки оставлю здесь Грейга, хоть его там, может быть, и нет».

    «Моск. вед.»). — Герцен приводит отрывок из статьи М. П. Погодина «Заметки и выписки из газет. IX, X», напечатанной в «Московских ведомостях», № 174 от 10 августа 1863 г. Она была написана в ответ на передовую статью M. Н. Каткова в «Московских ведомостях», № 168 от 2 августа 1863 г., в которой под видом защиты свободы совести Катков проводил шовинистически-русификаторские идеи и предлагал в целях укрепления влияния самодержавной власти в Западном крае использовать русских католиков. В числе других он упомянул имя В. С. Печерина. Отвечая Каткову, Погодин особенно резко ополчился против предложения о возможном возвращении Печерина и заявлял при этом: «Печерина ни за что на свете не пущу я жить и священствовать в России, потому что он привлечет к себе прозелитов...» Возможно, что до Погодина дошли слухи или ему стали известны сообщения «Колокола» о пожертвованиях Печерина в революционный фонд (см. в наст. томе стр. 311, 313, 314, а также комментарии к ним).

    В № 12 «Листка» П. В. Долгорукова от 23 сентября 1863 г., стр. 90 — 91, было опубликовано «Письмо отца В. Печерина» по поводу статей Погодина и Каткова в «Московских ведомостях». Печерин писал: «Г-н Погодин очень наивно запрещает мне въезд в Россию. Он совершенно прав: с его точки зрения от меня ничего путного ожидать нельзя. Если вследствие какого-нибудь великого переворота врата отечества отверзнутся передо мною — я заблаговременно объявляю, что присоединюсь не к старой России, а к молодой, и теперь с пламенным участием простираю руку братства к молодому поколению, к любезному русскому юношеству, и хотел бы обнять их во имя будущего, во имя свободы совести и Земского собора». О Печорине и отношении к нему Герцена см. в «Былом и думах» гл. «Pater V. Petcherino» (т. XI наст. изд.). С 1862 г., после долгого духовного кризиса Печерина, возобновилась его переписка с издателями «Колокола». В ней он также выражал свое сочувствие русской демократии. Однако оно осталось по существу бесплодным, не изменив даже уклада его личной жизни католического священника (переписку его с Герценом и Огаревым см. в ЛН, — 484).