• Приглашаем посетить наш сайт
    Зощенко (zoschenko.lit-info.ru)
  • Иосиф Янковский

    ИОСИФ ЯНКОВСКИЙ

    Один из самых героических предводителей повстанцев, человек необыкновенных военных дарований, рыцарь по благородству, И. Янковский, попался в руки нашим рыцарям. Разумеется, его тотчас приговорили к виселице.

    Неделю назад, — говорят «Моск. вед.» 30 янв., — схвачен в Варшавском уезде известный предводитель шаек Янковский. Вчера угром устроена была уже виселица на гласисе цитадели, но потом смертная казнь отменена. Янковского жаль: все население Радзымина прислало депутацию с просьбою о даровании ему жизни; он был предводителем шайки, а не жандармов-вешателей, на совести его нет ни одного убийства, ни одного грабежа; наших пленных он освобождал и награждал деньгами; словом, был из самых приличных атаманов.

    Русские офицеры присоединились к туземцам, умоляя испросить перемену наказания мужественному противнику. И что же?.. Казнь, назначенная 22 января, была остановлена. Государь, наверное, на этот раз не затянет веревку на шее доблестного врага... Теперь слушайте «Кёльнскую газету»:

    14 февраля был повешен Иосиф Янковский. Он был приговорен к виселице две недели тому назад, но наместник отложил исполнение приговора. Зная глубокое уважение к нему поляков и даже русских, начальство опасалось, что казнь такого человека может повредить балу, который оно давало, и отклонить многих от намерения присутствовать на нем.

    Потанцевавши, злодеи эти воротились к виселице» Но уже после бала просто повесить было мало. Чтоб унизить Янковского, они повесили на той же виселице Фридриха Шиндлера, хотевшего убить кого-то из русских, и в то же время велели расстрелять

    Спокойно и величаво шел Янковский на помост, прекрасный собой, цветущий мужчина, он кланялся с улыбкой народу. Его жена была при казни, без чувств унесли ее...

    «Что-то поделывают мои тигры-обезьяны?» — писал Вольтер, спрашивая о парижанах. У нас таких обезьян нет, у нас какие-то тигры-ослы, тигры-боровы и тигры-клопы. В них соединяется все тупое, плотоядное, вонючее, грязное, с отсутствием всякого следа, намека на какое-нибудь человеческое чувство.

    Удивительное сочетание страшных преступлений с ничтожнейшими мелочами и мерзостями. Рядом с злодействами, потрясающими душу, как в Шекспире, маленькие гадости, капральские придирки. Русское правительство душит людей и царапает их перочинным ножом. Рядом с александровскими — портной, император — педель, генерал-губернатор — смотритель школы...

    Что это у них за вещество в мозгу? Явно, что это не обыкновенный церебрин — им нельзя дойти до соображения стольких безумий и до сочетания стольких нелепостей. Или это наследственная, застарелая голштинская, казарменная язва, сделавшаяся конституционной болезней этой самодержавной династии?..

    Стрижением бород и пейсиков не ограничиваются телесные наказания. В Варшаве, по словам «Моск. вед.» (№ 24), секут людей при полиции одних за то, что остановлены были вечером без фонаря и грубо отвечали какому-нибудь квартальному; других — чтоб вынудить показания. Мы не сомневались в том, что у нас всегда пытали и теперь пытают, но для нас важно признание тайнополицейского органа. Это не обмолвка. Это просто значит, что у них прошел всякий стыд и что они не дают себе больше труда лгать... и хорошо делают, потому что и лгут-то скверно.

    «Кёльнская газета» (из которой нами взята история о пейсиках и усобритии) на днях поймала наших шалунов до того явным образом, что великодушный и международный «Le Nord» явился на выручку. Иностранные газеты говорили, что русское правительство без всякого толка высылает в Сибирь из Польши не только мужчин, но и женщин. Русские органы с негодованием отвергли такую клевету... а «Кёльнская газета» выписал» из «Виленского полицейского листка» вызов на подряд тулупов и зимней одежды для ссыльных женщин и детей моложе 12 лет. Насчет детей «Nord» успокоил, во-первых, тем, что кто же доверит, что в России ссылают детей[19], и во-вторых, тем, что если их ссылают, то это для ссыльных (стало, женщин-то ссылают, что и доказать надлежало) и что утешительное правительство, «повинуясь внушениям человеколюбия», снабжает их даже одеждой. И этой-то чистейшей филантропии никто не умел оценить?

    Примечания

    Печатается по тексту К, л. 1— 181 от 1 марта 1864 г., стр. 1 — 4 где опубликовано впервые, с подписью: И — р. В OK озаглавлено: «Казнь И. Янковского». Автограф неизвестен.

    ... Шиндлера, хотевшего убить кого-то ив русских... — А. Ф. Шиндлер обвинялся в покушении на жизнь В. А. фон Роткирха — вице-директора Особой канцелярии по делам полиции в Варшаве.

    «Что-то поделывают мои тигры-обезьяны?» — писал Вольтер, спрашивая о парижанах. — Сопоставление французов с «тиграми-обезьянами» находится в повести Вольтера «Кандид», герой которой восклицает: «Поскорее бы мне покинуть страну, где обезьяны поступают, как тигры».

    ... николаевское гонение на пейсики, на долгополые еврейские кафтаны... — При Николае I евреям запрещалось носить национальную прическу и одежду; специальное постановление об этом было издано Советом управления Царства Польского 19 июня 1853 г. С наступлением реакции в период подавления польского восстания 1863 г. эти гонения возобновились. В примечании Герцен имеет в виду статью, напечатанную в «», № 28 от 4 февраля 1864 г.

    «Кёльнская газета» ~ на днях поймала наших шалунов... — См. «Kölnische Zeitung» от 13 февраля 1864 г.

    См. «Былое и думы», часть I, главу XIII (т. VIII наст. изд., стр. 232 — 233).

    [18] «Московские ведомости», продолжая будировать петербургские ведомства с незабвенного Земского устава, находят глупой меру стричь пейсы и сертуки евреям. Они правы. Но где же удержать грубое и невежественное правительство, когда развращенные журналисты месяцы пели ему, что женщина, носящая траур, — преступница, что такие демонстрации не должны быть терпимы. Теперь пусть они попробуют унять зверино-полицейские игры тупой артели опричников, уверенных, что общественное мнение за них. От этого один бреет чиновников, другой стрижет евреев, а третий нагайкой загоняет на бал тех женщин, с которых спирали траур.

    [19] Вероятно, тот, кто, как пишущий эти строки, видел «La guerre aux enfants».

    Разделы сайта: