• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • Иконоборец и идолопоклонник

    ИКОНОБОРЕЦ И ИДОЛОПОКЛОННИК

    В «Киевлянине» помещен циркуляр волынского губернатора о том, чтоб во всех присутственных местах имелись приличные (еще бы другие!) иконы, чтимые православной церковью. Благочестивый губернатор рекомендует сверх того иметь, кроме икон приличных, иконы благолепные, сооруженные и содержимые чиновниками. «Иконы же и кресты римско-католического характера» изгоняются, точно в 1794 году, во времена Эберта и Анахарсиса Клоца.

    Примечания

    Печатается по тексту К, л. 198 от 15 июня 1865 г., стр. 1628, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без подписи. Автограф неизвестен.

    Включено в издание М. К. Лемке «Принадлежность ясна из пометки Огарева, хранящейся в архиве семьи Герцена» XVIII, 439).

    Принадлежность заметки Герцену подтверждается ее остро полемической направленностью против светских и церковных установлений; характерны для публицистического стиля Герцена иронические замечания, вроде: «приличные (еще бы другие!) иконы», «благочестивый губернатор рекомендует, сверх того, иметь иконы благолепные», особенно же каламбурный заголовок (ср. в повести «Доктор, умирающий и мертвые»: «Все те же идолопоклонники и иконоборцы, только иконы другие...» и в письмах «К старому товарищу»: «Иконоборцы наши не останавливаются на обыденном отрицании государства...» — т. XX наст. изд.). Неожиданная концовка — сравнение циркуляра волынского губернатора с распоряжениями «времен Эберта и Анахарсиса Клоца» — соотносится с тем, что незадолго до написания заметки Герцен читал книгу об Анахарсисе Клоотсе: G. Avenel. Anacharsis Cloots, l'orateur du genre humain, v. l — 2, 1865. 26 марта 1865 г. он писал H. П. Огареву: «На дороге мне много помогла книга, взятая в Париже и только что вышедшая — „Anacharsisi Cloots”».

    «не во всех комнатах их помещений есть иконы», в связи с чем потребовал «строже придерживаться наружных признаков господствующей веры», тем более, что «большинство служащих в этих присутственных местах иноверцы». Напоминая, что «иконы же и кресты римско-католического характера не могут иметь места в русских присутственных местах», губернатор предлагал «немедленно озаботиться о приобретении приличных икон, чтимых православною церковию», и «особенно благолепной иконы», перед которой впредь совершать торжественные молебствия в день святого покровителя данного присутственного места. Как предполагал Чертков, «установление подобных признаков» придаст присутственному месту «характер чисто русский и православный». Этот циркуляр был напечатан в газете «Киевлянин», № 48 от 27 апреля 1865 г., а затем перепечатан в «Московских ведомостях», № 96 от 5 мая. Такого же содержания циркуляр был издан ковенским губернатором H. M. Муравьевым, сыном «Вешателя» (см. «Московские ведомости», № 126 от 11 июня 1865 г.).

    Разделы сайта: