• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • Староверы и евреи

    СТАРОВЕРЫ И ЕВРЕИ

    Маски падают одна за одной, их бросают впредь до новых: кровавых святок. «Кёльнская газета» говорит, что с полным-усмирением восстания в Литве начались снова невыносимые гонения на староверов. Им это урок, пора им знать, что неблагодарность австрийского правительства, которой хотел удивить мир Шварценберг, ничего не значит перед петербургской способностью неблагодарности. Горько раскаются они в своих, уступках и лицемерной преданности. За раскольниками, урок евреям.

    Приказ варшавского обер-ммициймейстера.

    Приказом по исполнительной полиции минувшего 1864 года, за № 36, предписано было иметь наблюдение за точным исполнением постановления совета управления Царства Польского от 19-го июня (1-го июля) 1853 года относительно недозволения евреям носить воспрещенные высочайшим повелением еврейские уборы. Распоряжение это по случаю особых и исключительных в минувшем году усиленных действий полиции, при бывшем в крае беспорядке, лишило ее возможности следить за выполнением оного и принудило по необходимости ограничиваться одними лишь напоминаниями о выполнении высочайшего указа. Ныне, при восстановленном уже порядке, в городе усматривается, что большею частию евреями подтверждение это не только не выполнено, но многие из них допускают себе носить самые безобразные и неприличные костюмы, показываясь в оных на улицах и даже в местах общественных гуляний, почему высшее начальство и нашлось вынужденным сделать подтверждение о точном выполнении вышесказанного указа. Для исполнения сего и понуждения всех дозволивших себе евреев отступать от изданного и неотмененного постановления мною вместе с сим предложено варшавским раввинам объявить под расписки всем евреям, что, назначая им семидневный срок для приведения своих головных уборов в надлежащий вид, предваряю, что если по истечении сего срока, т. е. с 30 июня (12 июля) кто-либо из них еще дозволит себе носить крымки, пейсы и неприличное для горожанина одеяние, то будет задерживаем. полициею и по распоряжению, вместе с сим сделанному, не принимая никаких причин в оправдание, будет понужден к исполнению полицейскими уже мерами. Имея же в виду, что многие евреи низшего класса по бедности своей не в состоянии бы были в столь короткий срок заменить настоящие свои костюмы на общепринятый для горожан всех исповеданий, дается им семимесячный срок, но с тем, чтобы головные уборы неприличной одежде.(«Рус. инв.»).

    ... Так и пахнуло съезжей и Николаем. Какая тупость, какая узкость, какое мелочничество у этого несчастного правительства! Враги ли его толкают в эти ямы глупости или собственная, в кровь и мозг вошедшая, фельдфебельская страсть к регламентации? Нет, это цирульное, портняжническое правительство ничего не примерит, ничего не сделает, никуда не поведет — pas de rêveries![166]

    Примечания

    К, л. 201 от 1 августа 1865 г., стр. 1652, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без подписи. Автограф неизвестен.

    Авторство Герцена определяется тематикой заметки (подавление восстания в Литве). При этом материал заимствован из «Kölnische Zeitung», данные которой в «Колоколе» обрабатывал обычно Герцен. Характерная концовка («Pas de rêveries!») и строки: «Так и пахнуло съезжей и Николаем» подтверждают авторство Герцена. В статье «Донос на “СПб. ведомости”» (т. XVII наст. изд.) Герцен писал, разоблачая Каткова: «Вот что значит потереться на съезжей!». Обличение русского правительства, его «в кровь и мозг вошедшей, фельдфебельский страсти к регламентации» прямо перекликается с тем, что писал Герцен в статье «Pas de rêveries, ведущее к faux pas!»: «Эк эта фельдфебельская немочь как взошла в кровь нашей царской фамилии» (т. XIV наст. изд., стр. 201). Упоминание о Шварценберге и австрийском правительстве перефразирует и развивает то, что писал Герцен еще в 1855 г. в объявлении о «Полярной звезде»: «Австрия была до того обязана Николаем, что хотела, по словам Шварценберга, удивить мир своей неблагодарностию. Это много значит в классической стране коварства и неблагодарности!» (т. XII наст, на стр. 267) и в 1864 г. в заметке «Австрия на коленях» (см. наст. том).

    «Приказа Варшавского обер-полициймейстера» XVIII, 170).

    ... в Литве начались снова невыносимые гонения на староверов ~ лицемерной преданности... — Сведения о преследовании старообрядцев в литовских губерниях широко публиковались с середины 1865 г. и в русской легальной печати. Так, в начале июня «Московские ведомости» перепечатали из «Ковенских губернских ведомостей» предложение главного начальника Северо-Западного края ковенскому губернатору, в котором сообщалось о «значительном числе подаваемых старообрядцами жалоб на притеснения их» в Литве (№ 125 от 10 июня 1865 г.) Гонения на старообрядцев, которые не прекращались, несмотря на поддержку, оказанную старообрядцами русским военным властям во время польского восстания, явились темой одной из передовых статей «Московских ведомостей» (№ 120 от 4 июня).

    Критикуя правительство за недостаточно активную руссификацию еврейского населения, вследствие чего евреи оказались сочувствующими полякам во время восстания, Катков предлагал ускорить руссификацию еврейства (см., например, передовую статью «Московских ведомостей», № 97 от 6 мая 1865 г. и др.).

    Прикза варшавского обер-полициймейстера ~ («Рус. инв.»). — Напечатан в газете «Русский инвалид», № 141 от 29 июня 1865 г.

    [166] оставьте напрасные мечты (франц.). — Ред.

    Разделы сайта: