• Приглашаем посетить наш сайт
    Ларри (larri.lit-info.ru)
  • Запрос Святейшему синоду о иерейском двоеженстве

    ЗАПРОС СВЯТЕЙШЕМУ СИНОДУ О ИЕРЕЙСКОМ ДВОЕЖЕНСТВЕ

    С отшествием к преждеусопшим святителям паствы града святого Петра (что на Неве) высокопреосвященнейшего Григория оскудело число знаемых нами св. отец до того, что мы находимся в необходимости просьбу о разрешении нашего сомнения возвести на соборнее рассмотрение Святейшего синода. Бесспорно, что мы могли бы обеспокоить Филарета московского, проведя часть жизни своей под его эпархиальным благословением. Но его горячее служение телесным наказаниям делает несообразным духовные с ним беседы тем паче, что у него не только розги временные, но и вечные, не только палки осиновые, но и от древа едемского, на спине человеческой не сокрушаемого.

    Итак, решаемся мы сыновнее недоумение наше повергнуть всему вертограду пастырскому.

    Ужели иерей, единой жены муж, может безгрешно венчаться с другою, содержать наложницу или быть содержиму какой-нибудь вавилонской блудницей?

    — но духа иного, светско-духовного.

    Может ли, спрашиваем мы, иерей, венчанный с церковью Христовой, исправлять должность тиуна царского, консулом в просторечии называемого, в Генфе или ином калвино-мерзком граде? Может ли десница, воздымающаяся от престола, антиминсом покрытого, опускаться с пером от крыла пернатых для скрепы записей кесаревых? И не следует ли по крайней мере скрепы мытарские писать шуйцей? Но где же тогда учильницы леводланному писанию?

    Буде же сие духовное многоженство допускается, то почему же останавливаться на должностях консулярных в странах неверных и не занимать дома иереев секиро- и копноучителями всадников, хожалыми по градам и весям, купно приходскими душ и квартальными телес надзирателями?

    Благословите, св. отцы и разных орденов кавалеры, разрешить сомнение смятенной души детей ваших.

    Примечания

    К, л. 156 от 15 февраля 1863 г., стр. 1301, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без подписи. Автограф неизвестен.

    Л XVI, 62 — 63) со следующей справкой: «Принадлежность ясна из пометки Чернецкого на корректуре» ( 

    Авторство Герцена подтверждается несомненной близостью пародийного «священнослужительского» слога заметки к слогу статей Герцена подобного же рода (см. «Архипастырское рвение о мраке», «О усердному, о пастырю благоревностному!», «Распространение иезуитизма в Петербурге» — т. XIII наст. изд. и т. д.).

    Упоминание о «горячем служении» Филарета телесным наказаниям перекликается с упреком Филарету, содержащимся в статье Герцена «Смерть Пиотровского, доносы Филарета, инквизиция на всех парах» (см. т. XVI наст. изд.). Очевидно, именно статью «Запрос Святейшему синоду...» имел в виду Герцен, когда сообщал Огареву 5 февраля 1863 г.: «На душе так скверно, что посылаю второе письмо семинариста о мужеложстве».

    С отшествием к преждеусопшим святителям паствы ~ высокопреосвященнейшего Григория... — Герцен имеет в виду умершего в 1800 г. митрополита петербургского и новгородского Григория (Постникова), о котором он неоднократно упоминал в своих статьях (см. «Распространение иезуитизма в России», «О усердному, о пастырю благоревностному!» — т. XIII наст. изд.; «Попытка предания анафеме», «Богомокрици и богосараича» — т. XIV; «Козел и осел» — т. XV наст. изд. и др.).

    мы могли бы обеспокоить Филарета московского ~ Но его горячее служение телесным наказаниям делает несообразным духовные с ним беседы тем паче, что у него не только розги временные, но и вечные... — Речь идет о выступлении московского митрополита Филарета в 1862 г. в защиту телесных наказаний. «Вопрос об употреблении или неупотреблении телесного наказания в государстве стоит в стороне от христианства, — писал Филарет. — Если государство найдет неизбежным в некоторых случаях употребить телесное наказание, христианство не осудит сей строгости...» (см. статью «Князь Орлов и Филарет-митрополит», напечатанную в К, «Колоколом» (см. редакционное вступление и заключение к статье «Князь Орлов и Филарет-митрополит» — т. XVI наст. изд., «Филарет и розги (письмо к издателю)» — К, лл. 135 и 136 от 1 и 15 июня 1862 г., стр. 1120 — 1121, 1127 — 1129). Кроме того, в комментируемом тексте содержится иронический намек Герцена на прямые доносы Филарета, который выступал с обвинениями передовых литераторов в богоотступничестве. Один из подобных случаев, окончившийся трагически, рассказан был в статье «Смерть Пиотровского, доносы Филарета, инквизиция на всех парах» (см. т. XVI наст. изд.), где Герцен с возмущением писал о Филарете и его «духовных розгах, которыми он засекает до плотской смерти».

    ... престола, антиминсом покрытого... — Антиминс — атрибут православного богослужения — покрывало с зашитыми в нем частицами мощей.

    ... скрепы мытарские... — По евангелию, мытари — откупщики и сборщики податей; название этих представителей римской государственной власти было синонимично также понятию грешника, корыстолюбца.

    Разделы сайта: