• Приглашаем посетить наш сайт
    Русская библиотека (biblioteka-rus.ru)
  • Земля и воля

    ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ

    В то время как петербургский орел, опустив одну из голов, рвет по клочьям грудь несчастной Польши, около другой головы его собираются иные тучи — свои, домашние... Пусть он погодит служить молебен с своим бранденбургским коршуном, которого позвал на пир усмирения великого народа.

    1863 не 1831.

    Если Европа та же, то Россия не та же!

    Мы достоверно знаем, что столичные и областные круги, соединяясь между собой и с офицерскими комитетами, сомкнулись в одно общество.

    Общество это приняло название «ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ»

    Во имя этого названия оно победит/

    Земля и Воля — родные слова для нас, с ними выступили и мы некогда, в зимнюю николаевскую ночь, и ими огласили раннюю зорю настоящего дня. Земля и Воля было в основе каждой статьи нашей, Земля и Воля — на нашем заграничном знамени и в каждом листе, вышедшем из лондонского станка.

     — два великие завета двух неполных развитии, два необходимые пополнения вечно расторженных полушарий, которых соединить, быть может, удел России. Она испытала до дна, что значит земля без воли; она нагляделась досыта, что значит воля без земли...

    целой своей жизни.

    С вашей святой хоругвью вам легко будет служить русскому народному делу!

    1 марта 1863.

    Примечания

    Печатается по тексту К, «Колокола». Автограф неизвестен.

    Включена в издание М. К. Лемке (Л XVI, 107 — 108) со следующей справкой: «Принадлежность ясна из пометки самого Герцена» (Л 

    С осени 1801 г., с момента зарождения тайной революционной организации в России, получившей впоследствии название «Земля и воля», Герцен и Огарев поддерживали связь с ее инициаторами — Н. Л. Серпо-Соловьевичем, Н. Н. Обручевым, А. А. Слепцовым и др.

    Первоначальной программой организации явилась написанная Огаревым (с учетом советов Н. Н. Обручева, а также, возможно, Н. В. Шелгунова и М. Л. Михайлова) в июне 1861 г. статья-прокламация «Что нужно народу?» (см. К, л. 102 от 1 июля 1861 г.). На поставленный в заглавии статьи вопрос Огарев отвечал: «Очень просто, народу нужна земля да воля». В статье выдвигалось требование передачи крестьянам земли, находившейся в их пользовании до реформы, с прирезкой за счет помещичьих земель везде, где прежний надел являлся недостаточным (с 1862 г. Огарев говорит ужо о передаче крестьянам всей земли). Требование воли мыслилось как установление полного самоуправления в общинах и волостях через выборных от крестьян, уездного и губернского самоуправления, наконец общегосударственного народного представительства.

    В 1862 г., в период крупнейших потерь в революционном лагере (арест Н. Г. Чернышевского, Н. А. Серно-Соловьевича и других), Огарев в переписке с петербургским центром общества дает практические советы, рекомендуя, в частности, более интенсивные формы работы в провинции, объединение уже существующих там организаций. Огарев, по совету Герцена, предложил обществу название, взятое из его статьи «Что нужно народу?», которое и было принято в середине августа 1862 г. (см. свидетельства об этом А. А. Слепцова —  XVI, стр. 73, 83).

    А. А. Слепцов в феврале 1863 г. мог уже информировать издателей «Колокола» о новом этапе деятельности организации, которой удалось добиться к концу 1862 г. объединения под руководством Русского центрального народного комитета немалого числа революционных групп и кружков на местах и отчасти в армии. На очередь стал вопрос о более четких организационных отношениях редакции «Колокола» и руководства «Земли и воли». И хотя предложенная Слепцовым форма объединения была неприемлема для Герцена (см. т. XI наст. изд., стр. 372 — 373), он выразил готовность помогать революционерам, «служить им», писать для них и т. п. (см. письмо Герцена к Огареву от 15 февраля 1863 г.).

    Герцен в этот период в наибольшей мере связывает надежды па развитие революционно-демократического движения в России с деятельностью «Земли и воли» (см. письма к Ж. Мишле от 24 марта 1863 г. и В. И. Касаткину от 4 апреля 1863 г.). И в дальнейшем редакция «Колокола» приветствует каждое открытое проявление деятельности организации (см. далее «Le Nord», «Прокламация „Земли и воли"», «Петербург», «Свобода», «Второй лист „Свободы" вышел...» и др.), руководит сбором средств в помощь организации, посылает Центральному комитету свои рекомендации и конкретные тактические указания (см. письмо к А. Сохновскому от 4 апреля 1863 г.), критикует отдельные выступления в России, ошибочные в идейном и тактическом отношении (см. в наст. томе «Волжский манифест в России в осадном положении»). От редакции «Колокола» организация получала основную часть пропагандистского и агитационного материала, необходимого для практической революционной работы. Помимо изданий Вольной русской типографии в Лондоне, переправлявшихся в Россию для нелегального распространения (например, номера «Общего веча» и «Колокола», перепечатанные отдельными изданиями статьи-прокламации Огарева «Что надо делать войску?», «Что надо делать народу?»), это были прокламации и брошюры, печатавшиеся до середины 1863 г. в Бернской типографии и в большинстве также принадлежавшие Огареву: «Братья-солдаты! Одумайтесь, пока время...», «Братья-солдаты, ведут вас бить поляков...», «Всему народу русскому, крестьянскому, от людей, ему преданных, поклон и грамота» и др.

    С программой общества «Земля и воля» Герцен связывает в настоящей статье свои излюбленные мысли об особой, «социалистической» миссии общинной России. Он утверждает мысль о неразрывной связи вопроса об освобождении Польши с перспективами развития русского революционно-демократического движения и отвергает все надежды на помощь реакционной Европы делу польского восстания.

    «Земле и воле» во все время ее дальнейшего существования (организация распалась в 1864 г.), Герцен, однако, уже к концу апреля 1863 г. отдавал себе отчет в ее слабости и нереальности надежд на немедленное восстание в России под ее руководством (см. его письма к Огареву от 29 апреля и 1 мая 1863 г.).

    Пусть он погодит служить молебен с своим бранденбургским коршуном, которого позвал на пир усмирения великого народа. — Герцен имеет в виду герб бывшего курфюршества Бранденбургского, представлявший (как и герб Российской империи) двуглавого орла, изображение которого сохранилось также в составе герба королевства Пруссии. См. комментарий к стр. 53.

    3емля и Воля — ~ ими огласили раннюю зорю настоящего дня. — Герцен имеет в виду начало деятельности Вольной русской типографии в Лондоне, содержание первых ее изданий (например, листка «Юрьев день! Юрьев день! Русскому дворянству», программы «Полярной звезды», изложенной в «Объявлении о „Полярной звезде" 1855», «Письма к императору Александру Второму», листка «Колокол» — см. т. XII наст. изд., «Предисловия <к „Колоколу">»— т. XIII наст. изд.). О последовательном отстаивании этих требований на протяжении десятилетней истории «русского станка» Герцен писал также в статье «1853 — 1863» (см. далее в наст. томе).

    С жадностью будем мы следить каждый шаг ваш ~ с любовью будем передавать их... — См. далее в наст. томе: «Le Nord», «Прокламация „Земли и воли"», «Петербург», «Свобода» и др., а также письма к А. Сохновскому от 4 апреля 1863 г., к В. И. Касаткину от 27 марта и 4 апреля 1863 г.

    Разделы сайта: