• Приглашаем посетить наш сайт
    Пришвин (prishvin.lit-info.ru)
  • Пророк-издатель

    ПРОРОК-ИЗДАТЕЛЬ

    «Меркнет заря на Западе, брезжит заря на Востоке. Гаснут последние лучи древней славы и могущества Рима, и выступает из долгой ночи древняя слава и значение Царьграда». Так в день богоявления господня провозвещал Иезекииль-Аксаков, пророк-издатель и редактор «Москвы» в Москве.

    Хороша будущность мира, нечего сказать... из кровавого Рима пасть в подлую Византию, из инквизиции — в холопство, из общества холостых попов — в общество неженатых евнухов...

    В чем древняя слава Царьграда? в чем его значение, не турецкое, а византийское? Мы не знаем. Впрочем, не следует забывать, что пророки, по общественному званию своему, яснее видят будущее, чем прошедшее. К тому же они во все времена любили стращать и юродствовать. Мессию ли возвещает пророк или Атиллу, искупление или наводнение, он равно напугает современников... и любуется, что женщины бьют себя в грудь, мужчины посыпают голову пеплом, а камни лежат около да плачут.

    Неужели так на роду написано, что всякое великое начинание является в сопровождении великого бреда?

    Пророк — редактор «Москвы» знает наше мнение о Западе и о папе, он тоже знает нашу веру в будущую славу и значение России, но зачем же он ее свежий, молодой полет уснащает гробом повапленным, в котором дотлевает заживо сгнившая Византия?.. Ведь и в антиминс для новой церкви (беру нарочно сравнение, дорогое благочестивому сердцу издателя-пророка) вшивают частицы мощей какого-нибудь святого, а не грешного всеми грехами, как Византия.

    Великое дело сделает Россия, если протянет им руку — но... но оставьте в покое Византию: из нечистых могил идут только миазмы. Мы русские, а не греки du Bas Empire, и горе нам, если попадем прямо из французской болезни в византийскую. По счастью, оно и невозможно: мое это «украшение в стиле», как говаривал одни русский генерал в 1848 году.

    Вообще надобно оставить мертвых, если не занимаешься анатомией, а то тотчас дойдешь до беды и даже косвенно похвалишь императора Николая и Паскевича, «исполнявшего по крайнему разумению» его волю... как это сказано в 2 № «Москвы».

    Даниил, если не был редактор, то был тоже пророк, а как себя держал относительно тогдашних Николаев!

    Печатается по тексту К, л. 235—236 от 1 марта 1867 г., стр. 1932, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», с подписью: Ир. Автограф неизвестен.

    «Меркнет заря на Западе ~ Так в день богоявления господня провозвещал Иезекииль-Аксаков ~ в Москве. — Герцен цитирует начальные строки передовой статьи И. С. Аксакова, напечатанной в газете «Москва» от 6 января 1867, № 5. В статье рассматривалось отношение «католического» Запада и «православной» России к освободительному движению греков и славян против турецкого владычества, развивалась панславистская программа объединения славян под опекой России, в связи с чем предсказывалось усиление значения православной церкви и падение могущества католицизма. Высокопарный и многозначительный тон автора статьи, претендующего на провидение будущего, высмеивается сравнением его с библейским пророком Иезекиилем, чьи пророчества были полны таинственных символов и видений, возвещавших падение, а затем восстановление Иерусалима и его храма. День богоявления в православном юлианском календаре приходился на 6 января.

    ... знает наше мнение о Западе и о папе ~ Убеждение в кризисе западноевропейской буржуазной цивилизации, высказанное Герценом еще в последних «Письмах из Франции и Италии» (см. т. V наст. изд.), стало основной мыслью книги «С того берега» (см. т. VI наст. изд.), а затем в работах «Россия» (т. VI), «Русский народ и социализм» (т. VII), «Старый мир и Россия» (т. XII наст. изд. ) и многих других было дополнено народнической концепцией об особой исторической роли России, связанной с сохранением сельской общины, которую Герцен считал зародышем социализма.

    ... антиминс... — атрибут православного богослужения — покрывало с зашитыми в нем мощами.

    Великое счастье, что Россия избегнула римского крещенья ~ мы это не сегодня стали говорить. — «Россия», «Письмо русского к Маццини» (см. т. VI наст. изд., стр. 211—212, 232), «Старый мир и Россия» (см. т. XII наст. изд.).

    Великий позор ждет Европу, если она, вместо греков, вступится за турков. Великое дело сделает Россия, если протянет им руку, — но ~ оставьте в покое Византию... — «За русским государством обязанность действовать в качестве внешней силы православного общества». Однако действенная помощь, русского правительства критянам ограничилась лишь перевозкой на русских судах семей восставших с острова в Грецию. Кроме того, по инициативе русской дипломатии в апреле 1867 г. европейскими державами была направлена Турции коллективная нота (см. об этом подробнее комментарий на стр. 449 наст. тома). Но в ответ на отказ Турции, поддержанной Англией, никаких решительных действий эти державы не предприняли. В 1868 г. восстание было подавлено.

    Мы русские, а не греки du Bas Empire ~ из французской болезни в византийскую. — Симпатии славянофилов к Византии Восточная Римская империя), «этому бездонному стоячему болоту», были ранее подвергнуты Герценом уничтожающей критике в книге «О развитии революционных идей в России» (т. VII наст. изд., стр. 232—233).

    ...все это «украшение в стиле», как говаривал один русский генерал в 1848 году. — Подробнее об этом см. в последней главе «Скуки ради» (т. XX наст. изд.).

    ... косвенно похвалишь императора Николая и Паскевича, «» его волю... как это сказано в 2 № «Москвы». — Герцен имеет в виду «Письмо из Варшавы», напечатанное в газете «Москва» от 3 января 1867 г., № 2, без подписи. Автор его писал: «... в недавнее еще время головой выдавалось полякам национальное русское дело в лице <...> самого покойного императора Николая I и фельдмаршала князя Паскевича, виновного в том, что по мере крайнего разумения исполнял волю своего государя».

     ~ был тоже пророк, а как себя держал относительно тогдашних Николаев! — Библейская легенда наделяет израильского пророка Даниила чертами независимого и непреклонного правдолюбца, обличающего царей (см. Библия, Книга пророка Даниила, гл. IV, V, VI).

    Разделы сайта: