• Приглашаем посетить наш сайт
    Зощенко (zoschenko.lit-info.ru)
  • Соперники большого колокола и большой пушки

    СОПЕРНИКИ БОЛЬШОГО КОЛОКОЛА

    И БОЛЬШОЙ ПУШКИ

    Корреспондент «Норда», говоря о своем трехнедельном пребывании в Москве, указывает как на две редкости не на большой колокол, не на большую пушку, а на Филарета, 84-летнего первосвятителя, и на Каткова, более юного, но столь же великого первоиздателя. Перед падением одного из предшественников Каткова, императора Николая, какой-то американский шут заврался до того, что две свинцовые пули, которыми смотрел Николай, назвал mild eyes[82], к большому удовольствию «Пунша». То же испытывает теперь Катков. Корреспондент посетил его и — точно будто он лазил в клетку Салтычихи —не надивится любезности и кротости ярого редактора-инквизитора. Уж не клонится ли к концу великая карьера муравьевского Гомера? Он что-то бледнеет, выветривается, его начинают «муссировать» бельгийские корреспонденты и, что всего хуже, его ставят злые «Вести» не только соперником большого колокола, но и малого, именно нашего. Один доезжачий большой барской охоты начинает думать, что у «Московских ведомостей» и «Колокола» одна редакция (хорош комплимент нам!), и называет катковские статьи колокольными. Уж не Катков ли не только выдумал, но и в самом деле завел Тульчинскую агенцию?

    А назад-то воротиться тоже нельзя, Серафим-Абадонна, придется ему «печальной мыслью бродить в минувшем» — и, краснея за настоящее, получать от своих же однокорытников обиды и толчки.

    Скверное ремесло быть ренегатом.

    Примечания

    К, л. 239 от 15 апреля 1867 г., стр. 1956, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без подписи. В OK озаглавлено: «Соперники». Автограф неизвестен.

    Авторство Герцена устанавливается его письмом к Н. П. Огареву от 31 марта 1867 г. об отправке ему в «Смесь» «тартинки о Каткове».

    Корреспондент «Норда» ~ указывает ~ на Филарета, 84-летнего первосвятителя, и на Каткова... — «Chronique de Moscou», напечатанной в газете «Le Nord» от 28 марта 1867 г.,№ 87, отдел «Russie». Автор ее, говоря о примечательных явлениях общественной жизни Москвы, с большим пиэтетом характеризует митрополита Филарета, «поразительную ясность» его «разума» и «святость образа жизни». Другой «характерной для Москвы личностью, замечательной по независимости своих мнений», он считает M. Н. Каткова, «первого истинно русского публициста».

    в клетку Салтычихи... — В 1768 г. известная своими зверствами над крепостными помещица Д. Н. Салтыкова была приговорена юстиц-коллегией за убийство более ста крестьян к смертной казни, замененной, по повелению Екатерины II, лишением всех прав состояния и пожизненным тюремным заключением в подземелье при Ивановском московском девичьем монастыре.

    ... не надивится любезности и кротости ярого редактора-инквизитора — «Иностранные журналисты были бы удивлены в высшей степени, — пишет корреспондент бельгийской газеты, — если бы могли оказаться в обществе этого человека, полного кротости, который, откладывая перо, расстается и со своим воинственным настроением и который в частной жизни вносит в свои споры столько же примирения и любезности, сколько вкладывает пыла в журнальную полемику».

    ...«Вести» не только соперником большого колокола, но и малого, именно нашего. Один доезжачий большой барской охоты ~ называет катковские статьи колокольными. — Имеется в виду передовая статья В. Д. Скарятина в газете «Весть» от 10 марта 1867 г., № 30. Автор ее, полемизируя с Катковым по земскому вопросу, называет передовую статью в «Московских ведомостях», № 51, «колокольной» и иронически прибавляет: «Занемогли редакторы „Московских ведомостей", и вместо них передовые статьи начал писать издатель „Колокола"». О доносительских приемах, к которым прибегали в полемике между собой эти реакционные газеты, см. также выше в наст. томе статью «„Антракт" и hors-d'œuvre» и комментарий к ней. На это сравнение «Московских ведомостей» с «Колоколом» Герцен указал еще ранее в письме к Н. П. Огареву от 31 марта 1867 г.

    ...«печальной мыслью бродить в минувшем»... — «Мессиада» (ч. I, песнь II). Ту же ироническую параллель между Катковым и Абадонной, вспоминающим с бессильным раскаянием о своем грехопадении, см. в статье «Логика падения» (т. XVIII наст. изд., стр. 108).

    Ред.

    Разделы сайта: