• Приглашаем посетить наш сайт
    Есенин (esenin-lit.ru)
  • Ess. -bouquet "Московских ведомостей"

    ESS. -BOUQUET «МОСКОВСКИХ ВЕДОМОСТЕЙ»

    Только что мы заметили, до какой степени безобразно противуестественное совокупление форм образованного суда — с палочными ударами, гласности — с побоями за то, что человек не хочет себя назвать или называет ложно, как еще больше безобразное совокупление печатного слова с грубейшим рабством является перед нами во всей холопской красоте в новом манифесте Каткова, которым он благодарит Россию за верность ему во время задержания его деятельности. Мы ограничимся отрывками, без рассуждений. Заметим только, что поводом манифеста — адресы, которые ему шлют из губернии, и праздник, который ему дали в университетских залах... «Тост за государя пили (как за всех государей, исключая отставленных по прусско-австрийскому делу) с восторгом».

    Пусть наши читатели судят, что должны были чувствовать мы, зная, что в этом энтузиазме выражалась горячая общественная благодарность монарху за нас, за благоволение, нам оказанное, нас поднявшее и одушевившее новою бодростью, новым чувством призвания. Подобные минуты забыть невозможно; в них заключается творческая, решающая сила. Что мы пережили в эти минуты, то может быть названо событием, и событием не в нашей только жизни, но и в общественной.

    В чем же однако заключается значение нашей деятельности, которое отрицать нельзя? Что виною встречаемого ею столь живого и повсеместного сочувствия в русском обществе?

    Политическая печать в России есть дело новое. Нам довелось быть из первых серьезных органов силы, которой на Руси никогда не бывало и которая явилась только теперь, в нынешнее царствование, — вот первая причина того значения, которое приобрела наша деятельность. Были ли при этом обнаружены нами какие-либо личные достоинства — это вопрос второстепенный.

    Так и утопает, так и млеет в своем величии патриарх-редактор. За это-то упоенье собой он так и гадок нам, тут есть какой-то духовный блуд, которого посторонний глаз видеть не может без омерзения... нам не нужно знать, как он исходит восторгами о себе, как он стонет, отталкивая все личное и смешивая себя с Романовыми.

    Но — к философии рабства:

    Плодотворно только то право, которое видит в себе не что иное, как обязанность.

    Для политической печати, как и для всякой политической деятельности, это есть долг государственной присяги. Честная, достойная своего имени политическая печать должна быть не чем иным, как постоянным, неуклонным и неослабным применением долга присяги, которая требует, чтобы всякий радел о нераздельных пользах престола и государства и, не останавливаясь ни перед какими соображениями, противился всему, что может угрожать им опасностью или причинять им существенный вред. Можно ли придумать программу, которая могла бы более соответствовать призванию политической печати?

    Право публичного обсуждения государственных вопросов поняли мы как служение государственное во всей силе этого слова. Когда мы приступали к делу, нас не призывали к присяге, но мы произнесли ее про себя, и произнесли с полным убеждением. Долг, с нею соединенный, поставили мы во главу нашей деятельности и подчинили ему все. Он был жизненным средоточием наших мнений по текущим делам; он был единственным руководящим и возбуждающим началом нашей деятельности. Он усугублял наши силы, он оплодотворял нашу мысль, он давал зоркость нашему суждению и цвет нашему слову, он поддерживал нас в борьбе, и в нем заключается тайна тех симпатических отношений, в которых находится к нам народное чувство.

    ... Где английские законы, где английская личная независимость?.. Все потеряно... остался государь, присяга — мириады какой-то нечистоты, служащей ему, не имеющей по себе никакого значения, и Каткову.

    Через день (154 №) показалось мало, и он прибавил:

    В России есть только одна воля, которая имеет право сказать: «Я — закон». Перед нею 70 миллионов преклоняются как один человек. Она есть источник всякого права, всякой власти и всякого движения в государственной жизни. Она есть народная святыня, ею все держится и все единится в государственных делах. Народ верит, что сердце царево в руке божией. Она заколеблется — колеблется и падает все. Служба государю не может также считаться исключительною принадлежностью бюрократической администрации. При том значении, какое верховная власть имеет, как вообще, так в особенности в России, все, от мала до велика, могут и должны видеть в себе, в какой бы то ни было степени и мере, слуг государевых.

    рабства ему нравится?

    Примечания

    Печатается по тексту К, л. 226 от 15 августа 1866 г., стр. 1852, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без подписи. Автограф неизвестен.

    Включено в издание M. К. Лемке (Л XIX, 41—42) со следующей справкой: «принадлежность ясна из пометки Н. П. Огарева» (Л XIX, 449).

    Авторство Герцена подтверждается также характерностью стилистических средств, использованных в статье с целью создания сатирического образа «патриарха-редактора» «Московских ведомостей». Слова о «млении в своем величии», о «смешении себя с Романовыми» совпадают с характеристикой Каткова в статье «Катков и государь», где Герцен иронически сравнивает его с Наполеоном, с австрийским императором; ср. в той же статье: «И мы нисколько не удивимся, если патриарх „Моск. ведомостей", при первом параде в соборе, сядет на сиротствующий со времен неблагочестивого Петра I патриарший трон» (стр. 118 наст. тома); ср. также со словами о «царстве Каткова» в письме Герцена к В. И. Кельсиеву от 9 мая 1866 г. Заглавие статьи перекликается с заголовком заметки Герцена «Эс-букет кауфманского цицеронства» (т. XVIII наст. изд., стр. 430). Этот же заголовок был использован Герценом для заметки в К, л. 227 от 1 сентября 1866 г., стр. 1860, с подзаголовком в скобках «№ 2».

    _____

    Ess. -bouquet... Сокращенная форма слова «essence-bouquet» — что значит «существо», «сердцевина» («нутро»).

    Только что мы заметили ~ или называет ложно... — См. об этом в заметке «Первое заседание уголовного суда в Москве — тридцать ударов розгами» (стр. 338 наст. тома).

    ... отрывками, без рассуждений. — Далее цитируется с сокращениями и комментируется передовая («манифест», по определению Герцена) «Московских ведомостей» от 19 июля 1866 г., № 151; курсив Герцена. Последняя цитата в статье взята из передовой газеты от 24 июля 1866 г.

    ... праздник, который ему дали в университетских залах... — «Московских ведомостей» под редакцией M. Н. Каткова за две недели до истечения срока (передовая «Московских ведомостей», № 151 от 19 июля). См. об этом в статье Герцена «Катков и государь» (стр. 117 наст. тома).

    ... так плохо воспитан Жуковским... — —1841 гг.

    Разделы сайта: