• Приглашаем посетить наш сайт
    Бунин (bunin-lit.ru)
  • "Москва"

    <«МОСКВА»>

    «Москва» — под этим стародавним флагом славянофилов снова является после бурь, непогод, треволнений и покоя в семейной гавани знакомый нам парус. Ночь аксаковского «Дня» была не длинна, он в ней окреп и из недельного становится ежедневным. Сон его был дар небес... что же лучшего можно было делать во все время каракозовского террора, как не спать?

    «Дня», судя по коротенькой программе, как все начала, и в особенности как все московские начала, смутно и спутано, ложка меду и бочка дегтю. В числе казовых сотрудников мы находим гладенький немецкий умок Бабста, о славянофильстве которого мы ничего не слыхали, кроме того, что он сечет армян в училище, отданном ему в вознаграждение за уроки в дворце (и то конечно сечет знаменитыми черкасскими розгами). Рядом с ним дикий, вырвавшийся из гайдаматчины Коялович, которого имя может отстращать всякого отсталого человека, т. е. такого, который не верит, что нет другого пути для истории, как в крови по горло, в Муравьевых по горло, в Катковых по ступицу, как ломая христианские кресты, ссылая богородиц с пьедесталей, запрещая молиться по-своему и говорить на родном языке, как устраивая по высочайшему повелению украинские бойни и галицийские порубки польских помещиков.

    Что касается самого издателя, то его программы нет, но мы знаем ее из прежних трудов. Он станет за русскую общину и за право на землю, за выборное начало и земское самоуправление. Он будет наверное против неокрепостников, их дворовых защитников и усердных вестовщиков... он будет против бюрократии, этой и пр. и пр. ... Он будет, мы в этом глубоко убеждены, снова проповедовать против кровавого права казни, данного над нами беззаконно и воровски каждому капитану Копейкину и каждому Скалозубу... А потому, если он Кояловича будет держать на вожжах, Самарина упросит не писать таких же скучных волюмов об доминиканцах, бенедиктинах, капуцинах и пр., как он написал об иезуитах, Бабста — не сечь армян, то мы откровенно желаем ему успеха.

    И да будет ему Валуев легок!

    Примечания

    Печатается по тексту К, —232 от 1 января 1867 г., стр. 1896, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без заглавия и подписи. Заглавие взято из ОК. Автограф неизвестен.

    В издании М. К. Лемке отнесено (по-видимому, ошибочно) к разряду Dubia (Л XIX, 173) со следующей справкой: «принадлежность ясна из записки Чернецкого, хранящейся в архиве семьи Герцена» ( XIX, 451).

    Авторство Герцена подтверждается и некоторыми характерными идейно-тематическими и стилистическими данными. Так, об И. С. Аксакове как издателе «Дня» и «Москвы» в «Колоколе» в 1867 г. писал только Герцен (см. статьи Герцена «„Москва" — мать и мачеха», «Пророк-издатель» в наст. томе, стр. 212 и 227), причем в статье «„Москва" — мать и мачеха» использован тот же образ сна: «Летаргический сон, в котором пребывал издатель „Дня", восстановил его силы» — ср. в настоящей заметке: «Ночь аксаковского „Дня" была не длинна, он в ней окреп и из недельного становится ежедневным. Сон его был дар небес». Чрезвычайно характерно для Герцена в первой фразе заметки аллегорическое обыгрывание названия журнала «Парус».

    В заметке есть и текстуальные переклички со статьями Герцена; так, слова относительно преследования царским правительством католиков почти совпадают со следующими строками в статье Герцена «Жаль»: «Нельзя искоренять язык, брать штрафы с детей, ломать католические кресты, выбрасывать богородиц из нишей...» (стр. 236 наст. тома); черновой вариант статьи «Жаль» еще ближе к тексту данной статьи: «снимать богородиц с пьедесталей» (стр. 356 наст. тома). Характерно для Герцена употребленное в заметке выражение «нео-крепостники» (ср. в статьях «Крепостники» и «Из Петербурга» — стр. 8 и 86 наст. тома), и упоминание о «детских розгах» (сводку высказываний Герцена на эту тему см. в т. XV наст. изд., стр. 315).

    В настоящем издании в текст внесено следующее исправление:

    то его программы нет вместо: до его программы нет.

    _____

    Заметка вызвана появившимся в «Московских ведомостях» от 20 ноября 1866 г., № 245, объявлением об издании И. С. Аксаковым с 1 января 1867 г. ежедневной газеты «Москва». Это объявление содержало, по существу, не развернутую программу нового издания, а лишь перечисление намечаемых отделов газеты и ее сотрудников. Общее направление нового издания предполагалось известным читателям, как связанное со всей прежней журнальной деятельностью И. С. Аксакова, одного из виднейших публицистов славянофильства.

    «День» Герцен полемизировал по польскому вопросу в 1863—1865 гг. (см. т. т. XVII и XVIII наст. изд.). Продолжая критику националистических позиций И. С. Аксакова и чисто внешнего характера его якобы оппозиционной фразеологии, Герцен с еще большей резкостью определил свое отрицательное отношение к новому органу славянофилов в статьях «„Москва" — мать и мачеха», «Пророк-издатель», «Ответ И. С. Аксакову» (стр. 224, 227 и 244 наст. тома). Предметом полемики на новом этапе служит, наряду с польским, вопрос об отношении к освободительному движению греков и славян в Турции. Сопоставляя декларации Аксакова о свободе и славянском братстве с одобрением им правительственных мер удушения Польши и подчеркивая «безобразное двойство» позиции Аксакова, Герцен продолжает, однако, верить в его личную честность и не оставляет надежды все же «добиться до совести» редактора «Москвы» (см. письмо к Н. П. Огареву от 13 февраля 1867 г.).

    _____

    «Москва» — под этим стародавним флагом славянофилов... —  1 газеты «Москва» 1 января 1867 г., И. С. Аксаков писал: «Москва» — представительница тех коренных народных стихий, из которых сложилась Россия; тех земских, долго сокровенных, непризнанных, порою загнанных и презренных сил, которыми однако только и стоит, живет и движется наша земля».

    ...снова является после бурь ~ знакомый нам парус. Ночь аксаковского «Дня» была не длинна... — Намек на многочисленные цензурные инциденты и административные меры пресечения, которые сопровождали публицистическую и издательскую деятельность Аксакова. В частности, Герцен напоминает читателям о судьбе его еженедельной газеты «Парус», прекращенной правительством в 1859 г. на втором номере. Цензурным преследованиям подвергалась также еженедельная газета «День», издававшаяся с 15 октября 1861 до 18 декабря 1865 г. Так, например, с июня по октябрь 1862 г. Аксаков был лишен права редактировать газету (об этом см. заметку «Министерская поправка» — т. XVI наст. изд.). Относительно обстоятельств, связанных с прекращением газеты «День», Герцен писал в заметке «Из Петербурга» (см. стр. 33 наст. тома). Говоря о «покое в семейной гавани», Герцен намекает на женитьбу Аксакова в начале 1866 г. на фрейлине А. Ф. Тютчевой, дочери поэта, совпавшую по времени с прекращением газеты «День».

    ... гладенький немецкий умок Бабсmа  ~ знаменитыми черкасскими розгами). — Профессор политической экономии Московского университета И. К. Бабст, либеральный западник в 40—50-е годы, в период пореформенной реакции перешел к прямой поддержке самодержавной власти (об его участии в составлении верноподданнических адресов к царю в 1863 г. см. статью «Россиада» и комментарий к ней — т. XVII наст. изд.). В 1862 г. Бабст был приглашен преподавать статистику наследнику престола вел. князю Николаю Александровичу, затем сопровождал его в 1863 г. в его поездке по России (см. «Наследник престола и политическая экономия в путешествии» — т. XVII наст. изд.). В 1864—1868 гг. Бабст занимал также должность директора Лазаревского института восточных языков. Иронизируя по поводу того, что сечение учащихся в Лазаревском институте сближает Бабста со славянофилами, Герцен имеет в виду неоднократно обличавшийся в «Колоколе» (см. т. XIV наст. изд.) проект члена Редакционных комиссий и публициста, близкого к славянофилам, кн. В. А. Черкасского, изложенный им в статье «Некоторые общие черты будущего сельского управления». В будущей сельской общине он предусматривал оставление за дворянином-землевладельцем права телесного наказания крестьян (до 18 розог), вообще права суда, опеки и надзора. «Для малолетних, не достигших еще 14-ти лет от роду», предлагалось «домашнее исправительное наказание <...> детскими розгами не более 15 ударов» (см. журнал «Сельское благоустройство», 1858, № 9, стр. 260—261).

    ...ломая христианские кресты... — О притеснениях, чинимых царской администрацией католической церкви, см. выше в наст. томе заметку «Иконоборство Безака в Подольской губ.».

    ...Об этом см. в статье «Скоты», которая была помещена в том же листе «Колокола», что и настоящая заметка; распоряжение А. П. Безака вести и католическое богослужение на русском языке вызвало еще ранее возмущенный отклик Герцена (см. «Первое запрещение, первое предостережение, первый суд!» — т. XVIII наст. изд.).

    ... ~ нет другого пути для истории ~ как устраивая по высочайшему повелению украинские бойни и галицийские порубки польских помещиков. — «Лекции по истории Западной России» — «День», 1864, № 14—29; «Документы, объясняющие историю западной России и ее отношения к восточной России и Польше», 1865; отдельные статьи в газетах «День», «Русский инвалид») он выступил рьяным проповедником политики насильственного обрусения Юго-Западного края, искусственного насаждения православия и религиозной нетерпимости к католицизму.

    Он будет наверное против неокрепостников, их дворовых защитников и усердных вестовщиков... — Активизация крепостнической реакции вызвала возмущенную отповедь Герцена в статье «Крепостники» (см. выше в наст. томе). Газета «Москва», действительно, вскоре вступила в полемику с «Вестью» (см. передовые статьи в №№ 33, 37, 49 газеты от 10, 15 февраля и 3 марта 1867 г.).

     — На страницах газеты «Москва» Аксаков продолжал свои протесты против смертной казни (см. передовую статью в № 18 от 24 апреля 1868 г.), которые были начаты в «Дне» (см., например, передовую статью в № 35 газеты от 7 октября 1865 г.). Об этих выступлениях Аксакова Герцен писал ранее в статьях «Полевое военное убийство в Харькове» и «Гуртовая бойня» (см. стр. 121 и 150 наст. тома).

    Гоголевская «Повесть о капитане Копейкине» была известна Герцену в искаженном подцензурном варианте. Этим, очевидно, объясняется тот факт, что имя капитана Копейкина поставлено в один ряд с именем Скалозуба.

    ... скучных волюмов ~ об иезуитах... — «Иезуиты и их отношение к России» (М., 1866), ранее печатавшуюся в виде цикла статей «Ответ иезуиту отцу Мартынову» в газете, «День», 1865, №№ 45—52. Эта полемика «Дня» с иезуитами высмеивалась Герценом в статьях «Отец Мартынов и отец Самарин» (т. XVIII наст. изд.) и «Крепостники» (стр. 12 наст. тома).

    И да будет ему Валуев легок! — Пародируя формулу эпитафий, Герцен выражает предвидение (вскоре оправдавшееся) цензурных затруднений для новой газеты. После трех предостережений издание «Москвы» было 30 марта 1867 г. прекращено на 3 месяца по распоряжению министра внутренних дел П. А. Валуева (см. «Crédit et débit», стр. 256 наст. тома). Всего за время существования газеты до ее полного запрещения 21 октября 1868 г. она получила девять предостережений и трижды приостанавливалась.

    Разделы сайта: